• 2014 г. Исследование охвата населения Красноярского края просветительской информацией...
    2011-2015 гг. Мониторинг охвата населения Красноярского края просветительской информацией о профилактике сердечно-сосудистых и других хронических неинфекционных заболеваний, а также факторов риска их развития
  • 2014 год. Исследование распространенности поведенческих факторов риска хронических ...
    2011-2015 гг. Мониторинг распространенности поведенческих факторов риска развития основных хронических неинфекционных заболеваний среди взрослого населения Красноярского края, охвата и уровня удовлетворенности взрослого населения Красноярского края медицинской профилактической помощью
  • 2014 г.: Исследование уровня соблюдения взрослым городским населением Красноярского края ФЗ-№15...
    2013 г., 2014 г.: Исследования уровня соблюдения взрослым городским населением Красноярского края федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • 2014г. Исследование отношения взрослого городского населения Красноярского края к  трудовой миграции
    2009-2019 г. Социологические исследования отношения различных групп населения Красноярского края к представителям различных национальностей, религии и трудовой миграции
  • 2015 г. Социологическое исследование транспортно-поведенческих паттернов взрослого населения красноярской агломерации
    2015 г. Социологическое исследование транспортно-поведенческих паттернов взрослого населения красноярской агломерации
  • универсиада
    2014 г. Универсиада-2019 в общественном мнении взрослого населения города Красноярска
  • 2015 г. Лампочки
    2015 г. Исследование отношения взрослого населения Красноярска к проблеме утилизации отработанных энергосберегающих ламп.
  • 2017 г. Социологическое сопровождение деятельности выставочной компании
    2017 г. Социологическое сопровождение деятельности выставочной компании. Изучение мнений посетителей и экспонентов выставок с целью повышения эффективности деятельности организации.

Труфанов Д.О. выступил с докладом на заседании Координационного совета по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака при Правительстве Красноярского края

« Назад

Труфанов Д.О. выступил с докладом на заседании Координационного совета по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака при Правительстве Красноярского края 15.10.2014 02:00

В докладе были раскрыты следующие результаты исследований:

1. Уровень осведомленности взрослого населения городов Красноярского края о принятии Правительством РФ в 2013 году закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» является высоким и имеет слабую позитивную динамику.

Труфанов. Доклад_1

По состоянию на март-апрель 2014 г. 88,5% взрослого населения городов Красноярск, Норильск, Канск, Ачинск, Минусинск, Лесосибирск в той или иной мере информированы о принятии данного закона. Динамика уровня информированности о принятии закона, ограничивающего курение, в 2014 году является слабой и составляет 3,2%. При этом рост уровня осведомленности имеет место главным образом среди мужчин, а также среди горожан в возрасте 36 лет и старше. Осведомленность женщин, а также молодежи изменилась незначительно.

2. Уровень информированности взрослого населения городов Красноярского края об инстанциях, которые должны реагировать на обращения граждан в связи с фактами нарушения федерального закона №15-ФЗ, в 2014 году имеет выраженную позитивную динамику.

Труфанов. Доклад 2

В 2014 году количество горожан, которые точно информированы об органах власти, которые должны реагировать на факты его нарушения, увеличилось в 2,6 раза.

Труфанов. Доклад 3

Согласно представлениям взрослого городского населения Красноярского края, с сигналами о нарушении федерального закона №15-ФЗ следует обращаться в полицию (1 ранговое место), в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения (2 ранговое место), в Роспотребнадзор (3 ранговое место).

3. Установки взрослого населения городов Красноярского края по отношению к лицам, нарушающим положения федерального закона №15-ФЗ.

Труфанов. Доклад 4

Бо́льшая часть взрослого городского населения Красноярского края (50,5%) в 2014 году высказали пассивную позицию по отношению к нарушителям федерального закона №15-ФЗ. Они не готовы принимать активное участие в борьбе с нарушителями и, в лучшем случае, полностью перекладывают эту обязанность на органы власти (30,8%), в худшем − заявляют о бессмысленности такой борьбы (19,7%). Активную позицию, связанную со стремлением лично принимать участие в борьбе с нарушителями или сообщать о нарушениях контролирующим органам, в 2014 году высказали 45% горожан. Это 27,4% городских жителей, полагающих, что нужно бороться с нарушителями через сигналы о нарушениях в соответствующие органы власти и 17,5%, указавших, что с нарушителями надо бороться лично, путем замечаний и требований соблюдать закон.

При этом, не более трети городских жителей указали, что за полгода (с сентября 2013 по март 2014) пытались каким-либо образом бороться с нарушителями закона, ограничивающего курение. Количество горожан, сообщивших, что они пытались бороться с курильщиками-нарушителями, в 2014 году возросло на 3,5% (с 26,6% в 2013 г. до 30,1% в 2014 г.). Доля тех, кто не пытался этого делать, снизилась на 3,3% (с 73,1% в 2013 г. до 69,8% в 2014 г.).

Какие именно действия предпринимали активные городские жители для борьбы с нарушителями?

Труфанов. Доклад 5

В 2014 году 27% горожан сообщили, что за прошедшие полгода делали личные замечания курильщикам-нарушителям, 19% − что указывали курильщикам, что их действия незаконны, 5% − что совершали звонки в соответствующие надзорные органы и сообщали о нарушениях и 2% − что обращались с жалобами в инстанции.

Таким образом, в массовом сознании взрослого городского населения Красноярского края бытуют представления о ведущей роли органов власти в борьбе с курильщиками-нарушителями. При этом, на уровне практических действий, горожане чаще предпочитают самостоятельно реагировать на нарушения, делая замечания курильщикам-нарушителям и указывая на незаконность их действий.

 4. Динамика уровня курения во взрослом городском населении Красноярского края.

В 2014 году зафиксировано уменьшение числа курящих во взрослом населении городов Красноярск, Норильск, Канск, Ачинск, Минусинск, Лесосибирск. Если в 2013 году 32,3% горожан сообщили, что являются курильщиками, то в марте-апреле 2014 года доля таких составила 28,4%. Таким образом, данный показатель уменьшился за полгода на 3,9% и впервые не соотносится с результатами исследований прошлых лет, в соответствии с которыми уровень курящего населения в Красноярском крае колеблется в пределах 32-33%.

Полагаем, что такая положительная динамика может быть как в прямом, так и в косвенном смысле результатом проводимой в период с 2013 по 2014 год антитабачной политики. В прямом смысле она выражается в фактическом сокращении числа курящих среди населения Красноярского края, в косвенном – в склонности респондентов выбирать социально желательные варианты при ответе на вопрос «Курите ли Вы в настоящее время?», обусловленной установленными законодательством ограничениями, связанными с курением.

  5. Уровень декларируемых нарушений курящими горожанами Федерального закона №15-ФЗ имеет позитивную динамику и в 2014 году достиг показателя 49%.

Под декларируемыми нарушениями в данном случае понимаются сообщения курящих городских жителей Красноярского края о совершаемых ими нарушениях положений Федерального закона №15-ФЗ.

Труфанов. Доклад 6

По сравнению с 2013 годом доля курильщиков, признающих допущенные ими нарушения запрета на курение в определённых местах, увеличилась более чем на 5%, приблизившись к половине. Полагаем, что такая динамика связана с ростом уровня осведомленности горожан о принятии закона №15-ФЗ, и, соответственно, с ростом качества информированности в курящего населения о тех местах, где курение запрещено. С другой стороны такая динамика может свидетельствовать о некотором ослаблении со стороны власти социального контроля за соблюдением городскими жителями требований федерального закона №15-ФЗ.

Какие нарушения Федерального закона № 15-ФЗ чаще всего допускают курильщики? Большинство мест, которые были названы курящими, признавшими себя нарушителями запрета курения, не попадают под запрет: улица, квартира, балкон, возле магазина, возле подъезда и т.д. Это указывает на недостаточно полную информированность курильщиков о тех местах, где курение запрещено законом. Среди мест, в которых курение запрещено, чаще всего нарушения совершаются на территориях учебных заведений (возле школ, университетов и иных учебных заведений). На втором ранговом месте – курение на детских площадках, в лечебных учреждениях и возле них, а также курение «везде». Позитивной тенденцией является сокращение по сравнению с 2013 годом курения везде, где вздумается, независимо от каких-либо запретов, а также заметное сокращение числа нарушений запрета курения на рабочих местах (четвёртое ранговое место). Негативная тенденция в отношении запрета на курение в отдельных местах выражена в сохранении на уровне 2013 года интенсивности нарушений запрета курения вблизи учебных заведений.

6. Основные причины нарушения курящими горожанами запрета курения в отдельных местах.

Наиболее распространенной причиной нарушения курильщиками ограничений, установленных федеральным законом №15-ФЗ, выступают различного рода субъективные факторы. Это факторы, которые респонденты связывают в первую очередь с наличием привычки. Также здесь отмечаются такие причины, как желание курить, с которым трудно бороться, желание расслабиться, успокоить нервы и др. Такие субъективные причины составляют бо́льшую часть всех указанных курильщиками причин. Вторая причина − недостаточное количество специальных мест для курения, их отсутствие. На третьем ранговом месте – причина, связанная с курением за компанию с друзьями или товарищами. На четвёртом – причины, связанные с удобством курения в конкретном месте ввиду его близости или привычности. Пятое ранговое место занимают причины, связанные с ожиданием или скукой. Это такие ответы, как «долго ехал», «делать больше нечего» или «от скуки». На последнем ранговом месте находятся причины, связанные с негативным отношением к закону, ограничивающему курение, а также отсутствием должного контроля за его соблюдением со стороны власти.

7. Мнения взрослого курящего населения о мерах по снижению уровня нарушений Федерального закона №15-ФЗ.

Труфанов. Доклад 7

Среди курящих горожан, с большим отрывом от других точек зрения, преобладает мнение о необходимости ужесточения контроля и наказаний за нарушение режима курения в общественных местах. В качестве мер по ужесточению контроля и наказаний, городские жители предлагают увеличение штрафов за курение в неположенных местах, ограничение свободы для нарушителей − от административного ареста до тюремного заключения, применение санкций через работодателя нарушителя − штрафы по месту работы, запись о нарушении в трудовую книжку. Второе ранговое место занимает мнение о безрезультатности каких-либо мер, направленных на снижение уровня нарушений федерального закона №15-ФЗ:  бессмысленно что-либо делать, никакие меры не помогут изменить ситуацию. Третье ранговое место занимает предложение введения ограничений на продажу и использование табачных изделий. На четвертом ранговом месте предложения по оборудованию достаточного количества мест, предназначенных для курения: горожане предлагают увеличить количество таких мест, оборудовать специальные площадки, зоны, помещения для курильщиков. Пятое ранговое место занимают предложения по повышению цен на табачную продукцию. На шестом ранговом месте расположились предложения городских жителей об использовании средств информирования, агитации и рекламы для воздействия на нарушителей. Здесь предлагается осуществлять информирование граждан о содержании антитабачного закона посредством СМИ, применять антирекламу табака, пропагандировать здоровый образ жизни, проводить акции в пользу отказа от курения.

8. Отношение работающего населения Красноярского края к запрету курения на рабочих местах.

Труфанов. Доклад 8

Большинство взрослого работающего населения Красноярского края (61%)  считают неприемлемым курение сотрудников на рабочем месте. Вместе с тем почти четверть (23%) из числа опрошенных составляют жители края, которым безразлично курит рядом кто-либо или нет. Доля респондентов, которые считают нормальным курение на рабочем месте, составляет 12,7%. однозначно определить свою позицию 3,3% из числа опрошенных.

В связи с этим закономерно, что бо́льшая часть взрослого работающего населения Красноярского края (65%) высказались за введение запрета курения на рабочих местах в закрытых помещениях. Доля жителей края, выступающих против введения запрета курения составляет  21,5% из числа опрошенных. Затруднились дать ответ на вопрос чуть больше 13%. При этом количество респондентов, поддерживающих запрет курения, возрастает с увеличением возраста: среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет уровень поддержки данного запрета составляет 59%, в возрастной когорте от 45 до 60 лет − 69%.

Труфанов. Доклад 9

Не менее 46% взрослого населения Красноярского края положительно относятся к введению санкций за нарушение запрета курения на рабочем месте. Немногим более четверти (27%) респондентов безразлично относится к их введению и неприемлемым является введение таких санкций для 21,5% из числа опрошенных.

 9. Отношение взрослого работающего населения Красноярского края к введению запрета курения в кафе, барах и ресторанах.

Не менее 62% представителей взрослого работающего населения Красноярского края сообщили, что посещают кафе, бары, рестораны и 38% − что не посещают. В 2013 году большинство взрослого работающего населения, не посещающих кафе, бары и рестораны, указали, что не стали бы посещать подобные общественные места, даже если бы там был введен запрет курения (72%). Но, при этом, 17% респондентов, не посещающих указанные общественные места, ответили, что стали бы их посещать, если в них будет запрещено курение. Доля затруднившихся ответить составляет 10,6%.

В 2013 году более половины жителей края, посещающих кафе, бары и рестораны, (53%) указали, что уровень их посещения указанных общественных мест не возрастет. Напротив, 37% ответили, что после введения запрета курения в кафе, барах и ресторанах, станут чаще их посещать. 10,2% респондентов затруднились однозначно определить свою позицию по этому поводу.

В 2014 году результаты, полученные исследовательским холдингом Ромир Красноярск свидетельствуют, что в кафе, барах и ресторанах Красноярска отмечается некоторый отток клиентов, для которых курение было важным атрибутом отдыха в указанных местах. С другой стороны, увеличилось посещаемость среди тех кто не приемлет табачный дым в заведении, в частности участились походы в рестораны семьями.

Также, в связи с ограничениями потребления табачных изделий в заведениях общественного питания, изменился и стиль потребления алкоголя и еды:

  • если раньше посетитель употреблял алкоголь или пищу и сигарету одновременно, при этом быстро насыщался, то сейчас процесс потребления у курящей группы населения более растянут во времени;
  • клиенты больше проводят времени в заведении, и посетитель готов больше потреблять как пищи, так и алкоголя, как следствие − тенденция к росту среднего чека.

Основные выводы:

Результаты социологических исследований, проведенных в Красноярском крае в 2013-2014 гг., показывают, что законодательное введение антитабачных мер в целом создает позитивные социальные эффекты во взрослом населении Красноярского края. Так, в 2014 году, по сравнению с 2013-м, во взрослом населении края заметно возрос уровень осведомленности о содержании антитабачного закона. Наряду с этим отмечается увеличение количества приверженцев умеренно-активной позиции по противодействию нарушителям антитабачного закона: получает распространение мнение о необходимости борьбы с ними с помощью органов власти. При этом количество горожан, которые точно информированы об органах власти, которые должны реагировать на факты нарушения Федерального закона №15-ФЗ, увеличилось в 2,6 раза.

Важным эффектом, который мы также связываем с принятием антитабачных мер, стало снижение уровня курящих во взрослом населении Красноярского края в 2014 году до 28,4%. Тем самым, показатель уровня курящих во взрослом населении Красноярского края впервые не соотносится с результатами исследований прошлых лет, в соответствии с которыми он составляет в среднем 33%.

Эти и другие результаты позволяют указать на плодотворность антитабачных мер для Красноярского края. На этом основании рекомендуем:

  • продолжать придерживаться практики применения законодательных мер по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;
  • усилить контроль за нарушениями Федерального закона №15-ФЗ;
  • продолжать практику социологического мониторинга социальных эффектов антитабачных мер в населении Красноярского края.