• 2014 г. Исследование охвата населения Красноярского края просветительской информацией...
    2011-2015 гг. Мониторинг охвата населения Красноярского края просветительской информацией о профилактике сердечно-сосудистых и других хронических неинфекционных заболеваний, а также факторов риска их развития
  • 2014 год. Исследование распространенности поведенческих факторов риска хронических ...
    2011-2015 гг. Мониторинг распространенности поведенческих факторов риска развития основных хронических неинфекционных заболеваний среди взрослого населения Красноярского края, охвата и уровня удовлетворенности взрослого населения Красноярского края медицинской профилактической помощью
  • 2014 г.: Исследование уровня соблюдения взрослым городским населением Красноярского края ФЗ-№15...
    2013 г., 2014 г.: Исследования уровня соблюдения взрослым городским населением Красноярского края федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака
  • 2014г. Исследование отношения взрослого городского населения Красноярского края к  трудовой миграции
    2009-2019 г. Социологические исследования отношения различных групп населения Красноярского края к представителям различных национальностей, религии и трудовой миграции
  • 2015 г. Социологическое исследование транспортно-поведенческих паттернов взрослого населения красноярской агломерации
    2015 г. Социологическое исследование транспортно-поведенческих паттернов взрослого населения красноярской агломерации
  • универсиада
    2014 г. Универсиада-2019 в общественном мнении взрослого населения города Красноярска
  • 2015 г. Лампочки
    2015 г. Исследование отношения взрослого населения Красноярска к проблеме утилизации отработанных энергосберегающих ламп.
  • 2017 г. Социологическое сопровождение деятельности выставочной компании
    2017 г. Социологическое сопровождение деятельности выставочной компании. Изучение мнений посетителей и экспонентов выставок с целью повышения эффективности деятельности организации.

Уровень удовлетворенности пациентов лечебных учреждений Красноярского края духовной помощью и поддержкой священников больничных храмов Красноярской Митрополии Русской Православной Церкви

« Назад

Уровень удовлетворенности пациентов лечебных учреждений Красноярского края духовной помощью и поддержкой священников больничных храмов Красноярской Митрополии Русской Православной Церкви 13.01.2017 15:56

Специалистами ООО "Центр социологических исследований "Мониторинг Общественного Мнения" по заказу Красноярского регионального общественного движения развития гражданских инициатив «Единый край» и при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» проведено социологическое исследование уровня удовлетворенности пациентов духовной помощью и поддержкой священников больничных храмов Красноярской Митрополии Русской Православной Церкви в процессе выздоровления.

Эмпирической базой исследования выступили пациенты лечебных учреждений, опекаемых Красноярской, Енисейской, Канской и Норильской Епархиями Красноярской Митрополии Русской Православной Церкви. Всего опрошено 230 респондентов, в том числе 60 − в территориях Красноярской епархии, 58 − Енисейской епархии, 53 − Канской епархии, 59 − Норильской епархии.

В исследовании приняли участие пациенты, которые с различной периодичностью беседуют со священнослужителями больничных храмов Красноярской Митрополии Русской Православной Церкви. Большинство пациентов (до 94%) сообщили, что посещают больничный храм, священнослужители из которого опекают пациентов их лечебного учреждения. При этом 6% опрошенных вступают в беседу со священнослужителями вне стен больничного храма (диаграмма 1).

 Диаграмма 1. Посещаете (посещали) ли Вы больничный храм?

 

Около половины пациентов (46,8%), вступающих в беседу со священнослужителями, делают это относительно нечасто − один раз в месяц и реже (диаграмма 2). Средняя частота бесед со священнослужителями (один раз в несколько дней) практикуется третьей частью пациентов (34,7%). Частота таких бесед у 18,5% пациентов является высокой − они беседуют вступают в беседу со священнослужителями почти каждый день.

 Диаграмма 2. Как часто Вы вступаете в беседу со священником в больничном храме?

 

Таким образом, подавляющее большинство пациентов лечебных учреждений, вступающих в беседы со священнослужителями, делают это в стенах больничного храма. Частота контактов таких пациентов со священнослужителями может быть оценена как средняя: до 47% пациентов сообщили о низком уровне контактов со священнослужителями (раз в месяц и реже) и 53% − о среднем (раз в несколько дней) и высоком (почти каждый день) уровнях.

 Большинство респондентов (83,5%), вступающих в беседы со священнослужителями, уверены, что психологическая поддержка пациентов приводит к более скорому их выздоровлению (диаграмма 3). Не согласны с этим утверждением около 2% респондентов и до 15% опрошенных не смогли дать однозначный ответ на данный вопрос социологической анкеты.

 Диаграмма 3. Как Вы считаете, приводит ли психологическая поддержка пациентов к более скорому выздоровлению?

Большинство опрошенных пациентов (91,3%) в той или иной степени согласны, что беседы со священнослужителем помогают им бороться с недугом (диаграмма 4). При этом не менее 57% выразили полную уверенность в этом. Около 8% респондентов не смогли однозначно выразить свою точку зрения или считают, что беседы со священнослужителем не имеют терапевтического эффекта.

 Диаграмма 4.Как Вы чувствуете, помогают ли Вам беседы со священнослужителем бороться с недугом?

Для выявления рейтинга значимости источников поддержки пациентов и места среди них поддержки со стороны священнослужителей, применен индексный метод анализа шкалы значимости в диапазоне значений от 1 (максимальная значимость) до 6 (максимальная значимость). Результаты расчетов показали, что наиболее значимым источником поддержки для пациентов в процессе выздоровления выступает семья (И=2,14) (диаграмма 5). Второе ранговое место в рейтинге источников занимает поддержка со стороны медицинского персонала (2,73). На третьем месте − поддержка со стороны служителя церкви (3,07). Далее следуют такие источники поддержки как друзья (3,56), коллеги по работе (4,32) и другие источники (5,37).

Диаграмма 5. На Ваш взгляд, чья поддержка наиболее важна для пациента? (расставьте в правом столбце баллы в порядке важности источника поддержки, где 1 - наиболее важно, 6 - наименее важно)

 

Таким образом, в представлении респондентов, психологическая поддержка имеет высокий уровень значимости для пациентов в процессе выздоровления и стимулирует этот процесс. По мнению подавляющего большинства опрошенных пациентов, беседы со священнослужителем являются значимым источником их поддержки в процессе выздоровления и имеют терапевтический эффект. Поддержка со стороны священнослужителя занимает третье ранговое место в рейтинге источников поддержки пациентов, уступая приоритетное место поддержке со стороны членов семьи пациента и медицинского персонала. Тем самым, семья, медицинский персонал и священнослужитель составляют тройку наиболее важных источников психологической поддержки в процессе выздоровления пациентов лечебных учреждений.

Около 86% опрошенных пациентов утвердительно ответили на вопрос "Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: "Я знаю людей, которым беседы со священнослужителем помогли справиться с болезнью"?" (диаграмма 6). При этом 50,4% дали положительный ответ с полной уверенностью в нем. До 14% респондентов не согласились с этим утверждением или затруднились ответить на данный вопрос социологической анкеты.

 

Диаграмма 6. Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является утверждение: «Я знаю людей, которым беседы со священнослужителем помогли справиться с болезнью»?

 

 

В ходе исследования пациентам было предложено оценить настроение, в котором они чаще всего пребывают после беседы со священнослужителем, по шкалам "легкость-тяжесть", "умиротворение-беспокойство", "оптимизм-пессимизм", "радость-огорчение", "прилив сил-усталость". В качестве измерительного инструмента использована семибалльная шкала значимости от 3 (позитивные значения) до -3 (негативные значения). Средняя точка шкалы "0" выражает отсутствие выраженного настроения после беседы со служителем церкви. Для анализа полученных ответов использован индексный метод.

Результаты расчетов показали, что диапазон значений индексов по используемым критериям оценки курса варьируется в диапазоне от 2,14 до 2,33 балла. Пациенты испытывают выраженное позитивное настроение после бесед со священнослужителями. При этом степень интенсивности переживания данного настроения является достаточно высокой - средние значения шкал не снижаются ниже значения "2,14".

Таблица 1. Пожалуйста, постарайтесь определить, какое настроение Вы чаще всего испытываете после беседы со священнослужителем? (в каждой строчке отметьте одну цифру)

 

3

2

1

0

-1

-2

-3

 

легкость

2,26

тяжесть

умиротворение

2,33

        беспокойство

оптимизм

2,14

          пессимизм

радость

2,15

огорчение

прилив сил

2,30

усталость

 Уровень удовлетворенности пациентов духовной помощью и поддержкой со стороны священнослужителей больничного храма является высоким. Так, 92,5% респондентов выразили различную степень удовлетворенности духовной помощью и поддержкой со стороны священнослужителей больничного храма (диаграмма 7). При этом 43,9% полностью удовлетворены данной помощью и поддержкой и 48,6% − скорее удовлетворены.  Ту или иную степень неудовлетворенности высказали 1% опрошенных и 6,5% затруднились ответить на данный вопрос социологической анкеты.

 Диаграмма 7. Пожалуйста, оцените, насколько Вы удовлетворены духовной помощью и поддержкой со стороны священнослужителей больничного храма?

Таким образом, пациенты высоко оценивают терапевтический эффект от бесед со священнослужителями в процессе выздоровления. До 86% опрошенных свидетельствуют о его наличии. Данный эффект выражен в виде позитивного настроения, которое переживают пациенты после бесед со служителями церкви. Как правило, такое настроение сопровождается переживанием умиротворения, чувства легкости и прилива сил, ощущения оптимизма и радости. В связи с этим закономерно, что подавляющее большинство пациентов, вступающих в беседы со священнослужителями, высказывают удовлетворенность духовной помощью и поддержкой со стороны священнослужителей больничного храма.