— Данные опроса, безусловно, репрезентативные: они отражают срез массового сознания, который есть на данный момент. Я обратил внимание на следующий момент: две профессии, возглавляющие рейтинг, — врач и военнослужащий, — в 2017 году набрали значительно больше голосов, чем в 2012-м. Именно эти профессии в последнее время часто фигурируют в средствах массовой информации. Пример — телевидение, занимающее сегодня лидирующие позиции по охвату аудитории. В утреннем эфире многих телеканалов показывают различные медицинские передачи. Также в связи с событиями в Сирии в СМИ часто фигурирует тема службы в армии, довольно подробно говорится о профессии военнослужащего. На мой взгляд, результаты опроса показали в том числе и то, насколько велика доля воздействия на массовое сознание средств массовой информации.
Дмитрий Труфанов, доцент кафедры социологии СФУ, генеральный директор Центра социологических исследований “Мониторинг общественного мнения”, называет два тренда, которые сейчас просматриваются в развитии профессиональной сферы в России и во всём мире.
— Первый тренд — углубление профессионализации. Поскольку объём знаний и их сложность в различных отраслях, профессиях возрастает, то со временем появляются всё более и более узкие специалисты. Они специализируются в довольно специфических сферах деятельности в рамках своей профессии. Это касается, например, информационных технологий, современной высокоточной техники, социальных технологий. Второй тренд, с одной стороны, противоположный, но, с другой, дополнительный к первому. Это конвергенция профессиональных знаний — объединение ресурсов нескольких профессий, причём нередко взятых из далёких друг от друга областей.
Чтобы эффективно решать инновационные задачи, в перспективе будут востребованы люди, способные создавать творческие, профессиональные коммуникативные среды, объединяющие людей разных профессий, с разным опытом и знаниями. Вместе они будут создавать новые профессиональные продукты. Таких лидеров сейчас немного. Мне кажется, именно такой специалист — организатор, создатель коммуникативной среды — будет одним из самых востребованных специалистов на профессиональном рынке в будущем.
Уже сейчас создаются и работают различные краудфандинговые платформы, где люди, проживающие в разных странах, объединяются для решения каких-то общих задач. Многие компании, которые сегодня представлены на рынке, работают экстерриториально.
— Мой ключевой прогноз: одна из самых востребованных профессий будущего — криэйтор коммуникативных сред. “Криэйтор”, от слова создавать, это талантливый организатор, способный увлечь, заинтересовать людей разных профессий для достижения общего значимого результата. Думаю, в ближайшем будущем это будет один из самых дефицитных и высокооплачиваемых специалистов.
Сбываются ли прогнозы таких социологических исследований, можно ли ориентироваться на их результаты при выборе профессии? Чем ближе к нашему времени, тем быстрее происходят социальные изменения в самых разных сферах, и этот темп постоянно возрастает, что делает любые прогнозы относительными. “И те прогнозы, которые давались полгода назад, могут быть полностью опровергнуты уже спустя два-три месяца. Поэтому прогностика сегодня — очень зыбкая сфера”.
Ссылка на публикацию: http://www.gornovosti.ru/tema/sphere/fermer-a-mozhet-byt-krieytor98389.htm