В статье обсуждается содержание понятия «социальный ландшафт», рассматривается структура социального ландшафта и функции его элементов. Автор подвергает анализу соотношение понятий «географический ландшафт», «социокультурный ландшафт» и «социальный ландшафт». Определяющим признаком социального ландшафта признается ценностно-нормативная структура, которая регулирует социальные отношения акторов, действующих в социальном пространстве конкретной локации. Изменение данной структуры приводит к движению социального ландшафта, его переходу из одного состояния в другое. В качестве структурных элементов социального ландшафта автор выделяет центр и периферию, где центр связан с ценностно-нормативными установлениями государства, а периферия выражена в виде множественных альтернативных ценностно-нормативных структур и идентичностей, формирующихся в местных локальных сообществах. С позиции государственноцентричного дискурса центр социального ландшафта ассоциирован с цивилизацией и цивилизационным развитием, периферия — с варварством в его современном прочтении. Варварство в социальном пространстве определяется как совокупность практик социального поведения, обусловленных альтернативными ценностно-нормативными структурами, выходящими за пределы государственных установлений. Области варварства в социальном ландшафте связаны с повышенным уровнем девиации, ослабленным социальным контролем и затрудненным проникновением государственных норм и ценностей. Такие области несут риски разрушения ценностно-нормативных структур центра социального ландшафта. Сопротивление социального ландшафта состоит в существовании барьеров коммуникации, препятствующих проникновению ценностно-нормативных структур центра в периферийные области. Барьеры связаны с существованием альтернативных государственным ценностно-нормативных структур и идентичностей. Области варварства и цивилизации в социальном ландшафте находятся в отношениях взаимодополнительности и выполняют ряд необходимых функций по отношению друг к другу: формирование и поддержание социокультурной идентичности, укрепление и развитие форм социального контроля, функцию социального обмена.