Методическое пособие "Модель организации сбора и аналитической обработки информации для независимой оценки качества образовательной деятельности (НОКОД) муниципальных образовательных учреждений на примере деятельности Автономной некоммерческой организации "Красноярский региональный центр поддержки местных сообществ "Развитие" разработано специалистами ЦСИ "Мониторинг Общественного Мнения" совместно с коллегами из АНО "Красноярский региональный центр поддержки местных сообществ «Развитие".
Оценка качества образовательной деятельности год от года становится все более необходимым, важным инструментом социальных изменений в процессах управления качеством услуг социальной сферы. Значительное развитие независимая оценка получила с выходом в свет майских указов Президента страны В.В. Путина в 2012 году. Сегодня тема оценки актуальна для всех учреждений социальной сферы (образование, культура, социальная политика и здравоохранение). Законодательством определены порядок проведения оценки, функции основных стейкхолдеров (заинтересованных сторон) в системе независимой оценки, к которым относят уполномоченные органы исполнительной власти, общественные советы, организации-операторы и непосредственно образовательные организации.
В данном методическом пособии предпринята попытка объединения, во-первых, социологических основ работы организации-оператора в системе НОКОД, во вторых практического опыта автономной некоммерческой организации «Красноярский региональный центр поддержки местных сообществ «Развитие», которая более трех лет выполняет роль оператора в системе независимой оценки качества работы учреждений в сферах образования и, с недавних пор, культуры на территории Красноярского края.
Описание социологической части осуществил Центр социологических исследований "Мониторинг общественного мнения", имеющий большой и разнообразный опыт в изучении современных социальных процессов.
Идея подготовки данного пособия возникла по нескольким причинам:
- распространение формального подхода к оценке, как к еще одном фискальному инструменту «спущенному сверху». Далеко не многие организации и их учредители в лице органов исполнительной власти видят в оценке мощные инструменты развития. Одной из целей деятельности Красноярского центра «Развитие» является популяризация независимой оценки качества в бюджетной сфере, местных сообществах как важнейшего элемента, обеспечивающего качественный рост социальных отраслей. Формализованный подход отнимает ресурсы и при этом не дает полезного результата, далек от социологических основ. Представленные в пособии кейсы демонстрируют обоснованные социологически действия оператора, направленные на формирование в бюджетной сфере, местных сообществах иного отношения к оценке.
- законодательством предусмотрена возможность для СО НКО выступать в роли организации-оператора. Однако чаще данную функцию выполняют бюджетные организации, подведомственные учредителю тех организаций, в отношении которых осуществляется оценка. В данном случае не исключена вероятность искажения информации, итогов оценки с целью «приукрасить» ситуацию в том или ином образовательном учреждении или наоборот. Учитывая большую погруженность СО НКО в жизнь сообщества, нежели бюджетных и коммерческих структур, независимость некоммерческих организаций, предполагаем, что СО НКО являются более оптимальным вариантом для роли организации-оператора.
Данное пособие призвано помочь СО НКО, которые заинтересовались темой НОКОД, разобраться в социологических основах работы оператора на примере успешного опыта работы СО НКО оператора – Красноярского регионального центра «Развитие».