В докладе было отмечено следующее.
Средства массовой информации сегодня – это один из самых влиятельных инструментов воздействия на массовое сознание населения во всех сферах общественной жизни, в том числе и межнациональной. Результаты социологических исследований отношения взрослого населения Красноярского края к представителям других национальностей, позволяют утверждать, что доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают СМИ (преимущественно телевидение) и Интернет. В 2010 году доля респондентов, получивших информацию о национальном вопросе посредством телевидения, составила 58%, доля респондентов, получивших такую информацию через Интернет - 52% (таблица 1). В 2014 году количество респондентов, получивших информацию о национальном вопросе посредством телевидения и сети Интернет, составило 52% и 50% соответственно.
Таблица 1. «Оцените объем информации о национальном вопросе, получаемой из приведенных ниже источников», %1
|
2010 г. |
2014 г. |
Телевидение |
58 |
52 |
Интернет |
52 |
50 |
Радио |
23 |
23 |
Газеты, журналы |
24 |
24 |
Школа |
44 |
16 |
Родители, семья |
42 |
20 |
Друзья, соседи |
28 |
24 |
книги |
33 |
14 |
Другие источники |
13 |
1 |
Вызывает тревогу нарастающий объем негативной информации, получаемой взрослым населением Красноярского края посредством СМИ и Интернет. В 2014 году доля респондентов, указавших на негативный характер информации о национальном вопросе на телевидении составила 41%, на радио – 23%, в газетах и журналах – 30%, в Интернете – 46%. В 2015 году недружелюбные высказывания или действия в отношении каких-либо национальностей нашего региона встретили в СМИ (телевидение, радио, газеты) 42% жителей края, а в Интернете - 52% (диаграмма 1). При этом чаще других недружелюбные высказывания или действия в отношении каких-либо национальностей в Интернете встречает молодежь и жители среднего возраста – 66% и 56% соответственно.
Диаграмма 1.
1 Объект исследования - взрослое население Красноярского края, объем выборочной совокупности - 1000 респондентов, тип выборки - квотная, репрезентативная по полу, возрасту и территориальному размещению взрослого населения края. Метод исследования - анкетный опрос.